Особенности контейнерных перевозок морем
21.05.2025Контейнерные перевозки по морю имеют большое значение в мировой торговле. Благодаря множеству преимуществ, такая транспортировка заняла значимую нишу в процессах международной экономики. Перевозки морем удобны, обходятся гораздо дешевле, чем автомобильные и авиационные грузоперевозки. Разветвленная и продуманная сеть морских маршрутов компании Трансконсалт позволяет доставлять товары из Китая, Индии, Вьетнама, Европы. Большие контейнеры, используемые на морских судах, позволяют сократить транспортные траты. В них можно перевозить самые разные грузы, даже автомобили и массивную мебель.
Виды контейнеров в морских перевозках
Поскольку перевозимые по морю грузы разнообразны, контейнеры тоже различаются размерами и конструкцией. Это позволяет подобрать подходящий под потребности вариант.
По габаритам существуют следующие виды контейнеров:
- 20-футовые — наиболее распространены, в длину составляют 6 м, на прицеп-контейнеровоз можно поместить две такие конструкции;
- 40-футовые — составляют 12 м, тоже популярны, благодаря своей рациональности, то есть вмещают много грузов, что делает логистику более выгодной;
- 45-футовые — более дорогие и редко встречающиеся, в длину составляют 13 м;
- 10-футовые — редко встречаются, стоят больше контейнеров 20 и 40 футов, составляют в длину 3 м (обычно представлены в формате разделяющейся 20-футовой конструкции);
- 30-футовые и 50-футовые — не распространены у нас.
По конфигурации контейнеры бывают следующими:
- Dry Cube (DC, DV, GP) — стандартные конструкции высотой 2,6 м;
- Hight Cube (HC, HQ) — более высокие конструкции, составляющие в высоту 2,9 м;
- Open Top (OT) — оснащены тентовым навесом вместо крышки, предназначены для транспортировки негабаритных грузов;
- Pallet Wide (PW) — у них ширина на 6 см больше, что позволяет умещать внутри не 23, а 32 европаллета (экономия на транспортировке достигает 30%);
- Hard Top (HT) — со снимающейся крышкой;
- Double Doors (DD) — с дверьми в обоих торцах для упрощения загрузки;
- Open Side (OS, SD) — двери не только в торце, но и сбоку;
- Flat Rack — современный формат, напоминающий ж/д платформу, не имеет крышки и боковых стен, в высоту составляет 2,6 м, предназначен для негабаритных перевозок;
- Reefer (рефрижераторные контейнеры) — отличаются термоизоляцией и встроенной холодильной системой, что позволяет перевозить продукты, нуждающиеся в особых температурных условиях;
- Tank (танк-контейнеры) — цистерны, защищенные металлическим каркасом, предназначены для транспортировки химикатов, пищевой продукции, газообразных вещест
Правила перевозки грузов морем
Морская грузоперевозка — не такая простая сфера, как может показаться, ее процессы подчинены многочисленным правилам. Чтобы транспортировка оказалась удобной, прозрачной и продуктивной для перевозчиков, получателей и владельцев товаров, нужно изучить требования и ограничения.
Недопустимо перевозить по морю грузы, которые:
- не зафиксированы креплениями по всем правилам;
- не имеют прилагаемый пакет документов, соответствующий законодательству;
- запрещены к ввозу в государство, в котором находится получатель;
- испортятся и станут непригодными к использованию быстрее, чем завершится перевозка по морю;
- весят больше, чем позволяет грузоподъемность корабля;
- имеют размер или форму, не позволяющую герметично их закрыть для безопасного провоза в контейнере.
Морской контейнер должен иметь уплотнители, герметично закрываться. На нем не должно быть повреждений, техническое состояние не должно вызывать нареканий. Недопустимы посторонние запахи, загрязнения от предыдущей транспортировки.
Контейнеры должны соответствовать стандартам ISO. На их двери наносят маркировку в виде 17-значного буквенно-цифрового кода. В нем зашифрованы сведения о владельце, стране, габаритах, серийном номере. Также должна быть закреплена табличка CSC (Международной конвенции по безопасным контейнерам). На ней указаны производитель, дата и номер производства, предельно допустимый вес брутто, результаты эксплуатационных испытаний, даты ремонтов и проверок.
Подготовленный к перевозке контейнер опломбировывают. При обнаружении отсутствия пломбы резервуар снимают с рейса, чтобы выяснить причины такого недочета. Грузы внутри размещают так, чтобы вес распределялся равномерно. Для провоза сжиженных газов и опасных материалов требуется соблюдение особых технических требований.
Контейнер обязательно закрепляют на палубе, соединяют с другими резервуарами в штабелях. Для этого применяют конусы для штабелирования, поворотные контейнерные замки. Для фиксации штабеля на палубе используют крепежные стержни.
Загружаемое судно должно быть исправным. Его состояние должно обеспечивать безопасную и надежную перевозку грузов. Перед отправкой в рейс ответственная компания должна сделать все, чтобы корабль стал технически пригоден к плаванию. Снаряжение, оборудование, экипаж — все должно быть в готовности.
Загружают судно по грузовому плану, утвержденному капитаном. По договору перевозчик обязан доставить груз в порт, где находится получатель, а отправляющая организация обязана оплатить услугу транспортировки (фрахт). Капитан и другие административные члены команды корабля ответственны за надлежащее размещение и надежность фиксации грузов.
Главное лицо, ответственное за выполнение всех правил, — отправитель. Его заявка — основание для начала загрузки, оплаты фрахта, оформления распределительных документов. Один из самых важных документов — коносамент. Фактически это транспортная накладная. Ее оформляет либо отправляющая компания, либо владелец корабля с учетом предоставленных отправителем сведений: реквизитов получающей компании, названия товаров, их количества, веса и других данных. Один экземпляр накладной отправляется вместе с грузом, второй остается на руках отправителя.
Кроме коносамента, отправляющая компания предоставляет таможенные, санитарные и все прочие необходимые документы. У перевозчика нет обязанности проверять правильность заполнения данных. Поэтому отправителю нужно отнестись серьезно к вопросу оформления документов. Также нужно оговорить сроки доставки, ответственность за повреждение или исчезновение товара. Можно застраховать грузы или заказать услугу экспедирования.
Особенности морских контейнерных грузоперевозок
Самая практичная особенность морских перевозок в том, что грузы транспортируются в универсальных по транспортному назначению контейнерах. То есть их можно загружать не только на морские суда, но и на железнодорожные платформы, и на грузовой автотранспорт. Металлические резервуары оснащены крепежами, которые позволяют фиксировать их на любом виде транспорта.
Максимальная грузоподъемность 20-футового контейнера — 22 т, 40-футового — 27 т. Конструкция позволяет без затруднений погрузить и выгрузить грузы, сократить время и траты на погрузочный процесс, довести товары до пункта назначения в целости и сохранности.
Благодаря прочной и герметичной конструкции, внутри резервуаров грузы надежно защищены от погодных факторов, ударов, опрокидываний. Перевозки контейнеров морем — экологичный вид логистики. Находясь внутри резервуаров, грузы не загрязняют окружающую среду.
Выделяют несколько видов морских перевозок. Классификация определяется категорией и габаритами грузов, необходимостью соблюсти срок транспортировки, требованиями отправителя и получателя.
вид перевозки морем |
особенности |
конвейерный |
Перевозчик берет на себя посредническую роль между отправляющей и получающей компанией. Товары загружают на суда-контейнеровозы. |
линейный |
В этом случае грузовые суда ходят по установленному графику. Перевозчик определяет морские маршруты, по которым регулярно перевозят товары между портами. Категории грузов бывают разные, в том числе массивные, негабаритные. |
чартерный |
Это вид перевозки, при котором заказчик и перевозчик заключают договор об оказании услуги. Согласно договорным условиям, перевозчик транспортирует определенный груз по установленному маршруту в назначенный срок. Для заказчика такой вариант перевозки удобен тем, что позволяет контролировать перемещение своих товаров, выбирать условия доставки. |
Преимущества и недостатки
Морские грузоперевозки остаются неизменно востребованным видом логистики, так как имеют множество достоинств:
- подразумевают небольшое количество мероприятий по погрузке и выгрузке;
- не обременительны для бюджета, если сравнивать с другими видами международных перевозок;
- благодаря экономии бюджета, подходят для заказчиков, которым приходится регулярно перевозить крупные партии товаров;
- обеспечивают целостность и сохранность грузов;
- подходят для мультимодальной перевозки, когда контейнер переустанавливают с одного вида транспорта на другой без необходимости переоформления документов;
- позволяют доставлять грузы в любую точку планеты.
Единственным недостатком можно условно назвать длительность перевозки по морю. Самолетом получается быстрее, но и стоимость авиаперевозки выше. Поэтому морская контейнерная транспортировка подойдет, если заказ несрочный, если получатель может без ущерба для своего бизнеса подождать товар.
Заключение
Контейнерные перевозки — востребованный и даже незаменимый в некоторых случаях вид международной логистики. Погрузочные и разгрузочные мероприятия удобны и не занимают много времени, товары внутри контейнеров надежно защищены от любых неблагоприятных факторов. Однако такая перевозка требует правильной организации и соблюдения целого ряда правил. Соблюдать их нужно, чтобы исключить трудности с доставкой, повреждение груза, юридические проблемы. Чтобы морская перевозка оказалась удачной и в полной мере соответствовала законодательству, нужно поручать выполнение услуги профессионалам.