Преимущества перевозки сборных грузов железнодорожным транспортом
26.05.2025Экспортеры и заказчики стараются использовать недорогие, при этом быстрые, надежные способы транспортировки товаров. Таким критериям соответствуют сборные железнодорожные перевозки. Они позволяют доставлять на большие и малые расстояния почти любые товары. Однако транспортировка сборных грузов — процесс непростой, требующий внимательности и ответственности. Необходимо учесть целый ряд организационных моментов, постоянно контролировать этапы перевозки. Только такими мерами можно сделать процесс безопасным, а доставку — своевременной.
Что такое сборный груз
По названию понятно, что его собирают, компонуют. Сборным называется груз, который состоит из небольших и даже штучных партий товаров от нескольких отправителей. Их перевозят в одном и том же направлении, в одном транспорте. Для такой транспортировки продукцию обычно распределяют по картонным коробкам, деревянным ящикам или плотным мешкам, которые укладывают на европаллеты.
Сегодня железнодорожная перевозка сборных грузов имеет высокий спрос. В одном вагоне могут умещаться товары более двух отправителей, и каждый из них оплачивает только ту площадь, которую занимает его тара. Таким способом удается сэкономить на транспортировке.
Особенно это актуально для представителей малого и среднего бизнеса, которым приходится отправлять товары в основном мелкими партиями. Доставка в вагонах выходит дешевле, чем отправка посылкой. Представители крупного бизнеса тоже нередко пользуются таким способом транспортировки, если нужно освоить новые маршруты реализации продукции, проанализировать спрос. Организационными вопросами занимается не отправитель, а перевозчик.
К самим грузам особых требований нет. Главное, они должны влезать в грузовой вагон, соответствовать его объему и грузоподъемности. Они не должны обладать специфическими свойствами, которые могут испортить вагон и другие товары.
Преимущества перевозки сборных грузов по железной дороге
Сборный груз — способ оптимизировать траты на транспортировку некрупных партий. Вагоны прибывают на станцию назначения точно в срок, ведь железнодорожный транспорт следует по строгому графику.
Преимуществ перевозки в грузовых поездах множество:
- возможность доставки в те страны и регионы, где другие виды грузового транспорта не используются или их использование вызывает затруднения;
- экономия бюджета, благодаря оплате ограниченного места в транспорте;
- оперативная доставка;
- возможность транспортировки грузов, которые имеют большие габариты или вес;
- перевозка негабаритных, сыпучих, жидких, тарно-штучных и других нестандартных грузов;
- высокая степень сохранности товаров;
- простое оформление документов;
- полная ответственность перевозчика за своевременную доставку;
- возможность мониторить движение по маршруту.
Длительность маршрута может быть любой. На товарные качества перевозимой продукции расстояние не влияет. Чем больше дистанция между начальным и конечным пунктами, тем выгоднее оказывается перевозка для заказчика. Но нужно учитывать, что есть товары с коротким сроком хранения. Для их перевозки нужно выбирать такой транспорт и такой маршрут, чтобы время пути не превысило срок годности. Логисты, обслуживающие железнодорожные маршруты, часто советуют заказчикам отказаться от доставки быстро портящихся продуктов ж/д транспортом.
Поскольку вагоны и контейнеры имеют закрытую конструкцию, их содержимому во время пути ничего не угрожает. Неблагоприятные погодные условия никак не влияют ни на скорость доставки, ни на состояние продукции. Документы на перевозку сборного груза оформляют одновременно на всех заказчиков, поэтому процесс не занимает много времени.
Минусы у отправки грузов по железной дороге тоже есть. И главный недостаток — долгий срок ожидания перевозки. Перевозчикам выгоднее и удобнее загружать вагоны и контейнеры полностью. А для этого нужно дождаться, пока накопится достаточное для отправки количество грузов. Если направление востребованное, например, на Москву или Санкт-Петербург, то ждать приходится недолго. А вот если товар нужно доставить в удаленные регионы, то ожидание может оказаться длительным.
Условным недостатком можно назвать то, что ж/д транспортом запрещено оправлять опасные материалы и вещества. Если маршрут такой, что приходится часто выгружать и загружать тару, то есть риск повреждения товаров. Также нельзя исключать несоблюдение сроков доставки или сбой планирования поставок.
Особенности сборных железнодорожных перевозок
При сборной транспортировке железнодорожный контейнер не отправляют на предприятие для загрузки. Вместо этого уже прошедший таможенное оформление груз завозят на склад в контрольную зону. Там и заполняют контейнер или вагон.
Распределяться товары по вагонам могут по-разному. Например, от единственного отправителя нескольким получателям. Либо от нескольких отправителей множеству получателей. Либо от нескольких отправителей единственному получателю. Главное, чтобы каждый груз имел сопроводительную документацию.
Еще одна особенность сборных ж/д перевозок заключается в том, что после прибытия поезда на станцию приходится затрачивать больше времени на перевод грузов на склад временного хранения. Обусловлено это тем, что комплектов товаров в вагоне несколько. Для каждого нужно организовать хранение, должным образом обработать документы. В некоторых случаях, в зависимости от сложившихся на станции прибытия условий, груз могут переместить по внутреннему маршруту на другой таможенный пункт, где его растаможат. Такая ситуация возможна, если на таможенном пункте станции прибытия скопилось слишком много контейнеров, из-за чего перемещение товаров на хранение замедлилось.
Отправлять посылки в составе сборных грузоперевозок могут и юридические, и физические лица. Но компании, занимающиеся перевозками, не всегда готовы сотрудничать с физлицами.
В эпоху тотального внимания к экологии многие предприниматели стараются организовать логистику так, чтобы минимизировать негативное влияние на окружающую среду. Поезда в этом плане находятся в выгодной позиции. Углеродный след на железнодорожных путях существенно меньше, чем на автотрассах. Поэтому ж/д перевозки — оптимальные решение для компаний, настроенных на экологичный подход. Привлекает предпринимателей и устойчивость, стабильность железнодорожной логистики. Вероятность каких-либо неприятных сюрпризов невысокая, поэтому можно уверенно строить стратегию бизнеса.
Грузовые отправления — многоэтапное мероприятие. Вот из каких шагов оно состоит:
- Транспортная организация согласует с отправителем, когда контейнер будет загружаться, как будут располагаться и крепиться товары внутри.
- Владелец груза оформляет документы на экспорт. Это можно сделать самому, а можно попросить помощи у агента.
- Товары перевозят на станцию, откуда будет отправляться поезд.
- Формируется состав поезда. Контейнеры пломбируют.
- Поезд отправляется по заданному маршруту.
- После прибытия на конечную станцию товары перемещают на хранение. Оформляют соответствующие документы.
- Товар проходит таможенный контроль.
- Растаможенный груз везут на склад получателя. Перевозка может быть в контейнере. Тогда перевозчику остается дождаться, чтобы контейнер вернули обратно на железнодорожную станцию.
Что нужно для перевозки груза по железной дороге
Важный момент сборной транспортировки — необходимость объединения продукции в соответствии с ее особенностями, габаритами, предназначением, категорией опасности, сроком годности, условиями хранения и перемещения. Предоставить соответствующие сведения о товаре должен отправитель. Эта работа выполняется на складе консолидации. Продукцию упаковывают, маркируют, делают сопроводительные документы.
Второй этап — формирование партий товаров, отправляемых по одному и тому же маршруту, — складирование их в один контейнер на складе консолидации. Каждая партия — это исключительно совместимые по товарным характеристикам продукты. Погрузка товаров в контейнер должна быть практичной. Необходимо расположить грузы так, чтобы не допустить их повреждения в ходе транспортировки, чтобы они не задевали друг друга. Но также нужно добиться, чтобы как можно меньше внутреннего пространства контейнера осталось незаполненным.
Заказчик может самостоятельно доставить продукцию до склада консолидации, а может запросить эту услугу у транспортной компании. Владелец груза должен учитывать, что маркировать продукцию, упаковывать ее и переупаковывать ему придется самостоятельно. Железнодорожные служащие только принимают и проверяют оформленный груз, закрепляют его в контейнерах.
Крепление должно быть тщательным, надежным, так как содержимое вагонов при движении поезда испытывает существенные инерционные нагрузки. В качестве фиксирующих приспособлений используют стяжные ремни, деревянные распорки, прибиваемые к полу вагона, и заполненные воздухом пакеты, которые помещают в пространства между тарой.
Заключение
Из-за непростых экономических условий в стране и мире многие оптовики закупают продукцию небольшими партиями. Перевозка автомобильным транспортом в этом случае — удар по бюджету. Поэтому предприниматели заинтересованы в недорогой сборной грузоперевозке ж/д.
Организация железнодорожной перевозки — непростое комплексное мероприятие, направленное на обеспечение целости и сохранности сборных грузов, на своевременную их доставку в пункт назначения. Успех транспортировки в значительной степени зависит от профессионализма перевозчика.